Перед началом испытаний мостовые конструкции по нормам СП 79.13330.2012 подвергаются комплексному обследованию и только потом специалисты приступают непосредственно к испытательным работам и обкатке.
Обследование мостов
Обследование сооружений начинается с изучения проектной и эксплуатационной документации. На основании документации инженеры делают предварительные выводы о возможном техническом состоянии строения, разрабатывают программу исследования.
Затем инженеры выезжают на мост для проведения визуального исследования и замеров. Обнаруженные дефекты фиксируются фото- или видеокамерой, заносятся в дефектную ведомость. Эксперты определяют места проведения инструментальных исследований, вскрытия конструкций для отбора проб. Проводятся контрольные измерения и съемки. Полученные данные анализируются и становятся основой для проведения испытательных работ. Выполняют анализ полученных данных, поверочные расчеты несущей способности, перемещений и деформаций в ходе испытаний.
Испытание мостов
Цель испытаний – контроль напряженно-деформированного состояния конструкций и выявление отклонений, которые могут привести к нарушению безопасной эксплуатации. Для всех видов мостов, кроме пешеходных, проводится два вида испытаний: статические и динамические.
Во время статических испытаний инженеры устанавливают параметры напряжения и деформаций в сечениях конструкций.
Измерению подвергаются:
- перемещения и деформации строения и его отдельных частей;
- относительные деформации;
- местные деформации (степень раскрытия трещин, смещения в соединительных узлах и пр.).
В качестве нагрузки при проведении статических испытаний под рельсовый транспорт используются локомотивы и подвижные ж/д составы. Автомобильные мосты испытываются с применением машин повышенной грузоподъемности 25-35 тонн. Пешеходные мосты испытываются штучными грузами, например мешками с песком.
Динамические испытания проводят с целью установления значений динамических воздействий, которым подвергается мост при эксплуатации, определения характеристик строения. Для проведения испытательных работ различными способами создаются подвижные, вибрационные, ветровые, ударные нагрузки. Изменение характеристик моста при этом фиксируется специальными датчиками. Несущая способность сооружения под нагрузкой рассчитывается на основании данных динамических испытаний.
Обкатка мостов
Обкатка – разновидность испытания моста, рассчитанного на проезд груженого авто- или ж/д транспорта. Цель обкатки – проверка устойчивости моста под воздействием максимальных эксплуатационных нагрузок. Обкатка может проводиться как отдельный вид испытаний после обследования, так и совместно с изучением воздействия на мост динамических и статических нагрузок. В процессе обкатки инженеры визуально наблюдают за состоянием мостовых конструкции, а при необходимости осуществляют измерения прогибов пролетов с помощью нивелира.
Оценка мостов по данным испытаний
На основании данных, которые получены инженерами в ходе обследования и испытаний, оценивается текущее состояние исследуемого моста и его соответствие строительным правилам и нормативам. Специалисты делают вывод о возможности дальнейшего использования данного моста, а при необходимости разрабатывают комплекс мер для усиления конструкций. Инженеры определяют степень износа конструктивных элементов, а также отвечают на другие вопросы, предусмотренные программой испытаний.
Оформление технического отчета
Результат испытаний – технический отчет, составленный в соответствии с СП 79.13330.2012.
Отчет содержит
- краткое описание обследуемого моста;
- перечень выполненных исследовательских и испытательных работ;
- ведомость обнаруженных дефектов;
- основные результаты испытаний и их анализ;
- выводы о возможности пропуска нагрузок по сооружению.