Обследование включает 3 этапа: подготовка, осмотр и детальное исследование. Заказчик имеет право сократить процедуру до 2 этапов, или конкретизировать задачу, например, определить дефекты и нарушения, подготовить соответствующее заключение.
Подготовка включает ознакомление инженеров с объектом, его конструктивными решениями, материалами изысканий и ранее проведенных проверок технического состояния. Инженеры изучают предоставленную документацию, делают ее анализ, запрашивают необходимые данные, если они не были предоставлены заказчиком. Затем специалисты составляют программу обследования и согласовывают ее с заказчиком.
Визуальное обследование тоннелей
Цель осмотра – предварительная оценка текущего состояния тоннеля по внешним признакам и определение необходимости проведения детального исследования. При осмотре объекта инженеры фиксируют:
- трещины в железобетонных и стальных конструкциях;
- вывалы, каверны, раковины и поры в бетоне;
- оголение основного и конструктивного армирования;
- повреждения защитного слоя бетона;
- наличие кренов, прогибов, деформаций конструкций;
- повреждение сварных швов металлоконструкций;
- повреждение закладных элементов;
- наличие протечек грунтовых вод и высолов грунта;
- повышенную влажность внутренних поверхностей конструкций;
- аварийные участки конструкций;
- вибростойкость несущих конструкций;
- отклонение фактических размеров и сечений от проектных величин.
При осмотре специалисты используют простые измерительные средства: бинокли, рулетки, лазерные уровни и дальномеры, фотокамеры, штангенциркули и пр. Обнаруженные дефекты и повреждения фотографируются и подвергаются инструментальным измерениям. На схемах обозначаются места обнаружения дефектов и повреждений, а также аварийные участки.
Результатами визуального обследования туннеля являются фиксация выявленных повреждений и выявление причин их образования, а также уточнение программы обследования.
Детальное обследование тоннелей
Детальное обследование туннеля может быть сплошным или выборочным. Сплошное обследование необходимо при отсутствии проектной документации, возобновлении прерванного строительства, изменении условий эксплуатации. Выборочное обследование проводится, когда существует необходимость исследовать отдельные конструкции и потенциально опасные места.
Детальное обследование тоннелей выполняется по ГОСТ Р 57208-2016 и включает:
- измерение геометрических параметров элементов сооружения и отдельных конструкций;
- инструментальное исследование параметров обнаруженных в ходе осмотра дефектов и повреждений;
- определение характеристик материалов, из которых изготовлены несущие конструкции;
- определение реальных нагрузок, воздействующих на объект;
- определение расчетных усилий в отдельных конструкциях, воспринимающих нагрузки;
- инженерно-геологические, геофизические изыскания;
- анализ причин возникновения повреждений;
- определение прочности и водонепроницаемости бетона;
- определение параметров армирования и его состояния;
- определение углов наклонов, перекосов, сдвигов конструкций;
- определение характеристик грунтового основания;
- определение глубины нахождения подземных вод и их химический состав;
- расчет несущей способности конструкций с учетом результатов детального обследования;
- бурение скважин или шурфов для отбора проб грунта и подземных вод;
- зондирование грунтов;
- геофизическое исследование грунтов;
- лабораторные исследования грунтов и материалов.
Работы по вскрытию, бурению, вырезанию и отбору образцов материалов несущих конструкций осуществляются такими способами, чтобы не допустить снижения несущей способности конструкций и грунтов. В результате детального обследования инженеры устанавливают соответствие полученных показателей проектным предпосылкам, выявляют изменения в инженерно-геологических условиях площадки размещения объекта и выясняют причины образования деформаций, дефектов и повреждений.
Дополнительные методы обследования тоннелей
При необходимости проводятся дополнительные обследования тоннелей:
- геофизическое исследование состояния заобделочного пространства или контакта «грунт-обделка»;
- геодезическо-маркшейдерские работы;
- мониторинг текущего технического состояния тоннелей;
- контроль технического состояния сооружений, находящихся в зоне влияния нового строительства.
Решение о проведении дополнительных исследований принимает заказчик.
Техническое заключение по итогам обследования
Заключение содержит экспертную оценку текущего состояния сооружения (категорию), результаты проведенных исследований, обоснование причин появления повреждений и рекомендации по их устранению. По результатам обследования вносятся изменения в паспорт тоннеля.